Как выбрать регулятор

Прежде чем приобретать регулятор, необходимо сформулировать для себя требования, которым он должен отвечать, в каких условиях планируется его использовать, как часто, до каких глубин и т.д. Чтобы подобрать себе подходящий регулятор, необходимо следовать следующим рекомендациям: Все современные регуляторы выполнены по двухступенчатой схеме, первая из которых называется еще редуктором и подсоединяется к запорному вентилю воздушного баллона, а вторая, называемая также дыхательным автоматом. При выборе редуктора, в первую очередь, необходимо определиться с типом управляющего элемента. В настоящее время существует два типа редукторов: мембранные и поршневые.

МЕМБРАННЫЕ

Использование мембраны в качестве управляющего элемента первой ступени регулятора достаточно широко распространено по следующим причинам:

Во-первых, мембрана разделяет корпус редуктора на две части, из которых только одна сообщается с водной средой. Вторая же надежно изолирована от нее, благодаря чему возможно использование редуктора в загрязненных водах, меньше вероятность обмерзания деталей и элементов при низких температурах (ниже 7°С), кроме того, мембрана надежно защищает внутренние элементы редуктора от коррозии;

Во-вторых, надежность мембраны очень высока, она не подвержена отказам, носящим внезапный характер;

Наконец, мембрана не требует каких-либо особых мероприятий по обслуживанию, кроме выполнения требований по правильному содержанию и хранению. К серьезному недостатку мембраны, как управляющему элементу, следует отнести возможность возникновения постепенного отказа (трещина, разрыв, расслоение), связанного, прежде всего, с процессом естественного старения резины с течением времени. Это приводит к необходимости периодического контроля состояния мембраны и своевременной ее замены.

ПОРШНЕВЫЕ

Наряду с мембраной, в качестве управляющего элемента первой ступени регуляторов широко используется поршень. Это обусловлено следующими причинами:

Во-первых, срок службы самого поршня практически неограничен, замене подлежат только уплотнения и сальники;

Во-вторых, при использовании поршня исключается такой вид отказов, как постепенный, связанный с механическим износом и старением материала. К недостаткам поршневого редуктора следует отнести возможность внезапного отказа, вызванного попаданием посторонних частиц (песок, окалина и т.п.) на рабочую поверхность поршня, который может заклинить, а также обмерзанием рабочей поверхности при работе в холодной воде (особенно при интенсивном потреблении воздуха). При неправильном уходе и нарушении требований по содержанию и хранению, возможна коррозия на поверхностях, контактирующих с внешней средой (особенно морской водой).

С целью исключения возможного попадания посторонних твердых частиц из баллона ВВД (окалина, частицы металла) на всех типах редукторов должны быть установлены конические фильтрующие элементы в месте подсоединения редуктора к вентилю баллона. Кроме прочих характеристик регулятора, определяющей является величина рабочего давления, на которое он рассчитан. Необходимо помнить, что регуляторы, рассчитанные на давление 300 BAR можно использовать вместо регуляторов на 200-230 BAR, но никак не наоборот. Регуляторы на 230 и 200 BAR, как правило, взаимозаменяемы между cобой. Во всем мире используют два типа соединений баллонов ВВД с редуктором регулятора:

DIN

Винтовое соединение DIN. Благодаря своей высокой прочности, приспособлено для давлений до 300 ати и более. Соединение DIN нормировано, винт имеет размер G 5/8». Производится большое количество переходников с одного типа соединений на другой (адаптеров DIN-YOKE).

YOKE

Хомутовое соединение типа YOKE (часто обозначается INT). Имеет большие размеры по сравнению с соединением типа DIN, но зато имеет более легкий и удобный способ присоединения редуктора к запорному вентилю баллона. Использование соединения INT ограничено прочностью материала хомута и на практике это соединение применяется до давления 230 ати. Редуктор, независимо от типа соединения (DIN или YOKE), должен иметь специальную защитную крышку, одеваемую на вход воздуха ВВД при промывании, хранении и транспортировке с целью предотвращения попадания воды, грязи и посторонних твердых частиц.

Все современные редукторы имеют несколько дополнительных портов (ports) по воздуху среднего и высокого давления (соответственно LP и HP порты). Большинство регуляторов имеют 1-2 порта НР (high-pressure) высокого давления и 3-6 портов LP (low-pressure) среднего давления. Большинство подводных пловцов используют порт высокого давления для присоединения выносного манометра или подводного компьютера со встроенным манометром, а также приборной консоли или датчика декомпрессиметра. Дополнительные порты воздуха среднего давления позволяют подключить к редуктору:

С целью исключения вероятности образования льда на деталях редуктора, которые непосредственно контактируют с окружающей средой, в некоторых типах регуляторов используют следующие варианты решения указанной проблемы:

  1. Использование наружной противообледенительной защитной крышки с заполнением пространства между корпусом и крышкой, а также водной камеры жидкой смазкой-наполнителем;
  2. Использование двух мембран с заполнением пространства между ними жидкой смазкой-наполнителем;
  3. Более эффективное использование тепла выдыхаемого воздуха.

Использование смазки-наполнителя решает как главную проблему защиты от прямого контакта поршня и пружины с водой, так и проблему собственно смазки движущихся элементов. Ко всему сказанному выше следует добавить, что большим плюсом применения противообледенительной системы является и решение такого вопроса, как изоляция внутренних элементов и поверхностей редуктора от воздействия грязной воды, причем попутно обеспечивается хорошая антикоррозийная защита всех деталей и узлов.

Длина шланга обычно колеблется для различных моделей от 30 до 36 дюймов, а внутренний и внешний диаметры не отличаются от таковых в основных регуляторах. Совет по выбору оптимальной длины шланга может быть такой: оденьте дыхательный аппарат, возьмите загубник дыхательного автомата в рот и поверните голову влево, если почувствуете, что шланг мешает повороту, то шланг короткий.

Для уменьшения вероятности появления трещин и разрывов в наиболее подверженном изгибам месте соединения шланга с дыхательным автоматом часто устанавливают дополнительные протекторы шланга (protector). В зависимости от расположения точки подвода шланга среднего давления к корпусу дыхательного автомата различают левосторонние, правосторонние и универсальные автоматы. Выбор того или иного типа зависит, прежде всего, от индивидуальных предпочтений пловца. Хотя, безусловно, универсальные автоматы с возможностью вращения корпуса относительно шарнирной опоры являются предпочтительнее. В некоторых дыхательных автоматах имеется возможность внешней регулировки величины сопротивления дыханию. Как правило, регулирование сводится к изменению величины первоначального поджатия пружины в сбалансированных конструкциях второй ступени, или к регулированию эффекта помощи притоку воздуха в конструкциях второй ступени, использующих систему turbo stream system. Таким образом, наибольшее удобство дыхания обеспечивается в регуляторах имеющих две внешние регулировки сопротивления. Обычно регулировочный винт на дыхательном автомате располагается напротив шланга, по которому воздух поступает во вторую ступень. Вторая ступень регулятора может быть также сбалансированной и не сбалансированной.

СБАЛАНСИРОВАННЫЕ

Сбалансированная вторая ступень регулятора является исключительно простой и надежной. Большое поперечное сечение сопла позволяет обеспечить поступление значительного количества воздуха, что особенно важно при выполнении какой-либо тяжелой физической работы под водой (по этой причине данная конструкция используется во всем профессиональном водолазном снаряжении). Также к несомненному достоинству такой конструкции следует отнести возможность ее использования с любой первой ступенью (работа клапана редукции не зависит от величины установочного давления редуктора).

НЕСБАЛАНСИРОВАННЫЕ

Многие из выпускаемых различными фирмами регуляторов имеют несбалансированную вторую ступень (unbalanced 2-nd stage). Но в этом случае, как правило, применяются некоторые дополнительные технические решения в конструкции дыхательного автомата, направленные на всемерное снижение сопротивления дыхания под водой. С принципиальной точки зрения, выполнение функций водной камеры как управляющего элемента не зависит от ее местоположения внутри дыхательного автомата. Однако необходимо учитывать, что при движении пловца под водой, кроме статической составляющей давления, воспринимаемого мембраной, на нее действует и динамическая составляющая, зависящая от скорости течения воды и движения пловца. Исходя из этого, наибольшему влиянию указанных факторов, будет подвержена мембрана, которая располагается фронтально к набегающему потоку среды. При выборе регулятора необходимо обращать внимание на это обстоятельство. Важным обстоятельством, повышающим надежность и безопасность функционирования практически всех типов современных регуляторов, является использование поточного клапана редукции второй ступени. При внезапном превышении давления в камере ВСД редуцирующего устройства второй ступени он отжимает пружину и перепускает воздух с избыточным давлением в полость ВНД дыхательного автомата. Наиболее часто в конструкциях легочных автоматов используют один клапан выдоха большого проходного сечения или два клапана выдоха среднего проходного сечения. Расположение клапанов относительно корпуса автомата может быть различным. В качестве материала тарелки клапана чаще всего применяют гибкий профилированный силикон, обладающий малым сопротивлением открытию (отгибу) тарелки, легко обжимаемый давлением среды в рабочем положении и имеющий большой срок службы. Во многих дыхательных автоматах конструкция предусматривает удаление воздуха при выдохе непосредственно в водную камеру автомата. В этом случае, воздушные пузыри могут мешать обзору, особенно если пловец занимается подводной охотой или фотографированием. Большинство дыхательных автоматов имеют предустановленные специальные дефлекторы (отражатели) направления потока выдыхаемого воздуха в стороны от лица пловца и только немногие автоматы имеют особенный корпус, при котором водная камера автомата вынесена от загубника. Выбор загубника производится индивидуально, при этом главным критерием служит удобное и плотное положение загубника во рту, обеспечивающее его надежную фиксацию и малую утомляемость челюстей. По размеру загубники могут быть стандартными или большими. По материалу загубники делятся на силиконовые, неопреновые и резиновые. Предпочтительнее загубники из силикона, но необходимо помнить, что при чрезмерном сжатии челюстей можно повредить (прокусить) загубник (силикон - прочен на растяжение и изгиб, но достаточно мягок и податлив при действии сжимающих нагрузок). При покупке регулятора необходимо убедиться, что загубник на нем стандартный, имеющий возможность самостоятельной замены, а посадочное место достаточно широкое, желательно с канавкой у основания или бортиком по краю для надежной фиксации.

Для увеличения безопасности подводного плавания рекомендуется иметь октопус (octopus). Система octopus - это резервный легочный автомат со шлангом. Дополнительный дыхательный автомат играет роль альтернативного источника воздуха для дыхания, при выходе основного автомата из строя. При необходимости дополнительная вторая ступень может быть использована также для обеспечения воздухом товарища, собственный регулятор которого отказал. Общими отличительными особенностями «октопусов», по сравнению с основными дыхательными автоматами, являются:

Другой (более дорогой) метод альтернативного снабжения воздухом - использование двух полностью независимых регуляторов, соединенных каждый со своим выходом из баллонов. Полное дублирование всего комплекса «баллон-редуктор-дыхательный автомат» используется главным образом при погружениях в экстремальных условиях (под лед, в подводные пещеры, затонувшие объекты).

Иногда резервный регулятор может быть подключен к резервному баллону емкостью 1-2 литра на случай прекращения поступления воздуха из основного баллона. Следует также обращать внимание на габаритные размеры и вес дыхательного автомата.