Как выбрать компенсатор

Компенсатор плавучести (ВС или BCD) сравнительно новый элемент экипировки подводных пловцов, который представляет собой жилет и предназначается для регулирования плавучести путем изменения объема воздуха, находящегося между двойными стенками компенсатора. Он может выполнять несколько функций. Во-первых, позволяет компенсировать уменьшение плавучести неопреновых гидрокостюмов при возрастании глубины погружения (росте гидростатического давления воды), а также компенсировать увеличение плавучести, происходящее по мере расходования воздуха из баллонов аппарата. Во-вторых, компенсатор, после наполнения его сжатым воздухом, обеспечивает значительную избыточную плавучесть пловца, всплывшего на поверхность и ожидающего подхода обеспечивающих плавсредств. Органы дыхания человека при этом находятся на 15 - 20 см выше уровня воды. Наконец, компенсатор плавучести - это превосходный «лифт», позволяющий пловцу без всяких усилий перемещаться в вертикальной плоскости.

При выборе компенсаторов следует обратить внимание на некоторые их особенности:

Кроме регулирования плавучести подводного пловца, компенсаторы плавучести типа «жилет» должны служить для крепления баллонов воздушно-дыхательного аппарата. Для этого внутрь круга задней камеры компенсатора встраивается пластмассовая спинка анатомической формы, однако, на некоторых современных моделях встречается и крепление мягкого типа (по аналогии с парашютной подвеской). Весьма удобно, когда компенсатор имеет встроенную ручку для удобства транспортировки. Все ремни жилета должны иметь фиксирующе - регулирующие пряжки с замками, что позволяет, отрегулировав один раз по фигуре компенсатор, в дальнейшем пользоваться только быстроразъемными замками.

Большое значение для комфортности плавания имеет дополнительный грудной ремень, предохраняющий от расхождения в стороны воздушные боковые камеры или плечевые ремни.

Для женщин рекомендуются специальные модели компенсаторов, в конструкции которых учтены особенности женской фигуры, а внутренняя поверхность ВСD отделана более мягким и эластичным материалом. Следует обратить внимание на то, чтобы на спортивных моделях компенсаторов поясной ремень, был выполнен из двух ремней. Так как основная нагрузка при плавании на тело подводного пловца передается через поясной ремень, то ближний к телу ремень должен быть выполнен шириной 10- 15 см и имел фиксацию на «липучках». Поверх первого должен проходить второй ремень с фиксирующе - регулирующей пряжкой, несущий основную силовую нагрузку.

Среди компенсаторов иногда встречаются модели, имеющие нижний (брасовый) ремень или даже ножные обхваты Такая система крепления компенсатора дает наибольший комфорт и исключает любые перемещения компенсатора на теле подводного пловца.

Инфлятор (выносной пульт управления плавучестью водолаза за счет наполнения или стравливания воздуха из компенсатора) должен присоединяться к компенсатору плавучести в районе левого плеча водолаза спереди или сзади. Заднее расположение ввода позволяет более эффективно стравливать воздух из камеры. Иногда, в качестве опции, между шлангом и штуцером инфлятора устанавливается пневматический свисток, призванный привлекать внимание к дрейфующему пловцу на поверхности воды, или для связи звуковыми сигналами под водой.

Удобно, когда на вводе инфлятора в компенсатор ставится травящий клапан, соединенный управляющим фалом с пультом управления, и тогда для стравливания воздуха достаточно просто потянуть от себя сам пульт управления (инфлятор).

Иногда инфляторы имеют встроенный резервный дыхательный автомат, то есть совмещены с Octopus. Такой вариант получается, как правило, дешевле, но при этом необходимо помнить, что в случае внештатной ситуации у вашего напарника по погружению, вам будет менее удобно оказать ему помощь, если резервный дыхательный автомат находиться только на инфляторе. Кроме травящего клапана инфлятора, компенсатор плавучести должен иметь два (реже - один) травяще - предохранительных клапана, установленных на другом плече и в нижней части спинной камеры. После превышения давления в воздушных камерах сверх установленной нормы, клапаны автоматически вытравливают излишки воздуха. Для ускорения стравливания воздуха при всплытии, камеры компенсаторов некоторых фирм снабжены эластичными резиновыми бандажами, стягивающими внешнюю поверхность камер. Для этих же целей служат короткие управляющие фалы, прикрепленные к тарелкам травяще-предохранительных клапанов и позволяющие максимально быстро стравить воздух из ВС. Для удобства, на боковых камерах располагаются карманы, предназначенные для размещения аксессуаров подводного пловца. Некоторые фирмы производят компенсаторы с креплениями для размещения миниатюрных дыхательных аппаратов типа SPARE AIR. Для предметов, не входящих в боковые карманы, некоторые фирмы производятся сумки, пристегиваемые к подвесной системе, и даже имеются специальные чехлы для ношения дыхательной трубки, крепящийся на плечевом ремне компенсатора.

При выборе компенсатора следует обратить внимание на материал, из которого изготовлен компенсатор. Самым распространенным является нейлон с нанесенным на него слоем полиуретана. Полиуретановое покрытие обеспечивает герметичность воздушных камер, а нейлон придает ткани высокую механическую прочность. Для недорогих компенсаторов обычно применяется нейлон прочностью 420 DEN, в высококачественных моделях - 840 DEN, в спортивных элитных и в профессиональных моделях нейлон плотностью свыше 1000 DEN. Чем выше плотность нейлонового слоя, тем меньшая нагрузка приходится на слой полиуретана, что повышает долговечность и безопасность компенсатора плавучести, но вместе с тем увеличиваются его габариты и вес.

Определённым удобством, в некоторых моделях компенсаторов плавучести, является наличие воздушной внутренней дополнительной камеры из полиуретана и молнией на внешней, позволяющей получить доступ в воздушные камеры с целью вентиляции и промывки их после погружения.

Существенно повышает безопасность плавания, имеющиеся на некоторых моделях ВС, нашивки из тканей со светоотражающими свойствами на плечах, груди и по бокам, что облегчает поиск пловца на поверхности в ночное время, а также при погружениях в условиях недостаточной освещенности - при использовании фонарей.

На ремне крепления баллона должна быть антифрикционная накладка, компенсирующая избыточным трением удлинение ремня при намокании.