СНАРЯЖЕНИЕ ДЛЯ ДАЙВИНГА.

В этом разделе Вы можете прочесть описание снаряжения для дайвинга, и познакомится с рекомендациями по его приобретению. Необходимо помнить,что до выбора и покупки баллонов, регулятора, компенсатора (ВСD), измерительных приборов и т.д. Вам нужно пройти соответствующее обучение на курсах, получить сертификат, подтверждающий Ваши знания и умение использовать данное снаряжение правильно и безопасно.

 

Акваланг- SCUBA

Акваланг - это собственное имя первого автономного дыхательного аппарата, созданного Жаком-Ивом Кусто и Эмилем Ганьяном в 1943г, с оригинала слово AQUALUNG переводится как «водное лёгкое». В дальнейшем только у нас в стране все аппараты воздушно-баллонного типа стали называть аквалангами (также как все копировальные аппараты у нас называют "ксероксами"). За рубежом применяют термин SCUBA (Self-Contained Underwater Brething Apparatus), который можно перевести как "автономный подводный дыхательный аппарат". Акваланг представляет собой автономный дыхательный аппарат индивидуального пользования, для дыхания в котором используется воздух или воздушная смесь, хранящаяся под высоким давлением в баллонах аппарата. Аппарат работает по так называемой "открытой схеме" это означает, что при вдохе порция воздуха из аппарата поступает в легкие водолаза, а выдох воздуха из легких производится непосредственно в воду.

Все воздушно-баллонные дыхательные аппараты имеют единый принцип действия, схожую конструкцию, а также аналогичные по своему назначению основные части: баллон (или несколько баллонов) сжатого воздуха с вентилем и редуктор, соединенный шлангом с дыхательным автоматом. Редуктор, шланг и дыхательный автомат объединяют одним термином - регулятор (regulator). При этом редуктор называют первой ступенью регулятора (fist stage), а дыхательный автомат - второй ступенью (second stage). Для крепления аппарата на теле водолаза обычно используют компенсатор плавучести (buoyancy compensator device , сокращенно ВСD).

Комплект № 1 или АВС (маска, трубка, ласты)

МАСКА

Назначение маски- обеспечить хороший обзор под водой и сохранить воздушное пространство перед глазами. Маски бывают с одним стеклом, с двумя стеклами, с клапаном, с четырьмя стеклами, маленькие, большие). Маска состоит из лицевой части (смотрового стекла), удобной оправы и головного ремня. В маске для подводного плавания нос должен быть закрыт маской и легко доступен для зажима, для выравнивания давления в подмасочном пространстве и в полости среднего уха.

Маски подразделяются на обычные и полнолицевые. Обычная изолирует только нос и глаза подводного пловца и позволяет использовать для дыхания как акваланг, так и дыхательную трубку, а полнолицевая маска закрывает все лицо (такие маски нужны при погружениях в очень холодную или грязную воду и, например, при использовании средств связи, когда нежелательно пользование загубником. Маска должна хорошо сидеть на лице и прилипать к нему. Она не должна давить на лоб или нос. Маска должна подходить под размер лица, именно поэтому существуют маленькие и большие маски. Также необходимо обратить внимание на силиконовую защиту маски. Не должно быть каких-либо щелочек под маской, когда она надета на лицо. Желательно, чтобы площадь силиконовой защиты была больше, а она сама - эластичнее. Крепления маски должны быть простыми и надежными.

ТРУБКА

Использование трубки позволяет дышать лежа на поверхности воды и не затрачивать усилий на подъем головы. Трубка весьма удобна для ныряния в первом комплекте и совершенно необходима для подводника — аквалангиста.

ЛАСТЫ

Назначение ласт - обеспечить продвижение в водной среде при наименьших усилиях на наибольшее расстояние. Основное требование к ластам - они должны быть жесткими в основании и более мягкими по краям. Жесткий, плотный плавник ласт обеспечивает хорошую скорость передвижения. В ластах, которые будут соответствовать вашему размеру, никакие судороги и растяжения Вам не страшны. Материал - Ласты делают из различных материалов. Таких, как черная резина; полиуретановый литой плавник и резиновый держатель для ног; полиуретановый литой плавник ласт и полиуретановый держатель. Существуют и другие вариации, но материалы используются, как правило, именно эти.

Существуют два вида ласт для плавания: с закрытой и открытой пяткой. Какие выбрать? Ласты с закрытой пяткой популярны у подводников, занимающихся погружениями в тропических широтах (26,6 градуса по Цельсию), где ныряльщику необязательно одевать неопреновый костюм. Ласты с закрытой пяткой очень удобны, они легко снимаются, имеют простое строение и часто используются при обычном плавании. Ласты с открытой пяткой используются ныряльщиками, экипированными в гидрокостюм. Ремни, застегивающиеся на пятке, позволяют плотно подогнать ласту к ноге. Такие ласты рекомендуются ныряльщикам, использующим ботинки или носки от водолазного костюма.

КОСТЮМ

Существует несколько критериев при выборе костюма. Температура - один из самых важных факторов. Чем она ниже, тем толще костюм. Если температура воды ниже 12 град.С, желательно использовать «сухой» костюм. Однако, «сухие» костюмы, практически полностью изолирующие тело от воды, требуют специальных тренировок и осторожного использования. Так называемые «мокрые» костюмы, толщина которых может варьироваться от 1мм. до 10мм, изготавливаются из неопрена (резина с пузырьками воздуха внутри). Гидрокостюм предотвращает чрезмерную потерю тепла и защищает от ожогов и ссадин под водой. Гидрокостюмы необходимы практически в любых условиях, даже в тёплых тропических морях. Костюм должен подходить по размеру, т.е. плотно облегать, чтобы не было пространств, куда вода может попасть свободно. После погружения костюм необходимо тщательно промыть как внутри, так и снаружи для удаления соли морской воды, впитанной подкладкой. Затем его сушат в прохладном, хорошо проветриваемом и затемненном помещении, так как неопрен портится, если его подвергнуть воздействию прямых солнечных лучей. «Сухие» костюмы изготавливаются из водонепроницаемых материалов: вулканизированного каучука, водоотталкивающего нейлона и сжатого неопрена. Большинство из них герметично охватывают шею и кисти рук, а также оснащены застежками-молниями. В «сухих» костюмах имеется клапан поддува, к которому подсоединяется шланг от редуктора. Таким образом, поддув внутренней части предотвращает обжим костюма на глубине и обеспечивает плавучесть. В костюме имеется выпускной клапан, часто расположенный на рукаве и позволяющий стравливать воздух при подъеме. Воздух заключенный в «сухом» костюме, равномерно прогревается теплом тела и предохраняет аквалангиста от холода окружающей среды. Существует большое множество вариантов костюмов, каждый выбирает себе костюм в зависимости от индивидуальных предпочтений.

ГРУЗОВОЙ ПОЯС

Назначение грузового пояса - заключается в увеличении веса ныряльщика под водой, поскольку та старается вытолкнуть его на поверхность при погружении. Имеются разные грузовые пояса: обычный пояс, на который навешиваются грузы, пояс с карманами для грузов и интегрированная грузовая система встроенная в компенсатор. Изготавливается пояс из водонепроницаемогоматериала.

БАЛЛОНЫ

Выбор баллонов зависит от специфики погружений и уровня потребления воздуха. Чем глубже ныряешь, тем больше расход воздуха, а, значит, требуется баллон большей емкости. По объему баллоны бывают: 5л, 7л, 10л, 12л, 15л, 18л. Изготавливаются из стали или алюминия. Рабочее давление от 200 до 300атм. Периодически (раз в 5 лет) баллоны должны проходить опрессовку – гидростатический тест на надежность.

КОМПЕНСАТОР ПЛАВУЧЕСТИ (ВСD)

Назначение компенсатора плавучести - регулировать плавучесть путем изменения объема воздуха, находящегося между двойными стенками компенсатора. Компенсатор плавучести может выполнять несколько функций. Во-первых, он позволяет компенсировать уменьшение плавучести неопреновых гидрокостюмов при возрастании глубины погружения (росте гидростатического давления воды), а также компенсировать увеличение плавучести, происходящее по мере расходования воздуха из баллонов аппарата. Во-вторых, компенсатор, после наполнения его сжатым воздухом, обеспечивает значительную избыточную плавучесть пловца, всплывшего на поверхность. Наконец, компенсатор плавучести - это превосходный "лифт", позволяющий пловцу без всяких усилий перемещаться в пласте воды. Современные компенсаторы плавучести по конструкции представляют собой жилет. Он фиксируется регулировочными ремнями. Для управления плавучестью на жилете имеется устройство называемое Инфлятором, которое состоит из воздухораспределительной гофрированной трубки воздуха низкого давления. Инфлятор позволяет равномерно распределять воздух в компенсаторе, что дает возможность контролировать с его помощью не только процесс опускания и поднятия пловца, но и надежно удерживает его в оптимальном положении на поверхности.

При огромном разнообразии выбор компенсатора плавучести, как и всего другого подводного оборудования, в личное пользование - достаточно сложная задача. Разброс цен на компенсаторы довольно большой - от $200 до $1500. Очень рекомендуется, прежде чем покупать себе компенсатор, постараться поплавать в разных моделях и типах. Разные компенсаторы держат на воде и под водой по-разному. От вашей комплекции может зависеть, будет ли вам уютно в той или иной модели. Для женщин разработаны специальные женские модели с учетом их физиологии. На сегодняшний день самыми распространенными компенсаторами являются жилеты, хотя в последнее время опять становятся популярными компенсаторы с задним наполнением (крыло), предназначенные главным образом для специализированных видов погружений. Такие компенсаторы обычно двухслойные, при этом внутренний мешок вполне ремонтопригоден. Расположение кнопок на инфляторе - достаточно немаловажный фактор при выборе. Их удобное расположение и возможность нажимать то одну, то другую кнопку, не перемещая кисть руки, обеспечивает вашу комфортность. Изготовители подводного оборудования постоянно стараются разрабатывать и совершенствовать компенсаторы плавучести, их стили и характеристики, пригодные для аквалангистов с различными вкусами и потребностями.

РЕГУЛЯТОР

Регулятор обеспечивает подачу воздуха из баллона в необходимом количестве, под давлением автоматически приспосабливаясь к изменениям глубины погружения и темпа дыхания аквалангиста. Снижение давления воздуха с высокого( в баллоне) до давления окружающей среды происходит в два этапа. На первой ступени, или редукторе давление воздуха, поступающего из баллона, снижается с200 атмосфер до промежуточного давления 7-12 атмосфер, которое выше давления окружающей среды, а на второй ступени промежуточное давление воздуха снижается до давления окружающей среды, и воздух подается на вдох. Первая ступень имеет несколько выходов(портов) среднего и высокого давления, что позволяет присоединять к ней манометр, BCD , резервный дыхательный автомат (октопус) и другое оборудование. Редукторы имеют разную конструкцию. Они бывают поршневыми и мембранными. Способы соединения редуктора с баллоном также отличаются, встречаются как резьбовое соединение DIN , так и хомутовое YOKE.

На выбор регулятора влияют его надежность и специфика погружения. Для более глубоких или технических погружений требуются надежные и простые в конструкции регуляторы. Например, для подледных погружений используются необледеневающие регуляторы, состоящие больше из пластиковых деталей, что соответственно снижает возможность примерзания отдельных его деталей друг к другу. Многие предпочитают регуляторы с изменяемой подачей воздуха. Эта техническая возможность позволяет экономить воздух, а также создает комфортное дыхание. Вообще, чем меньше сопротивление на вдохе и выдохе, тем комфортнее. Но самыми важными критериями остаются надежность и простота в обслуживании.

После каждого погружения регулятор следует тщательно промывать в пресной воде. Когда регулятор не используется, предохранительная крышка первой ступени должна быть всегда на месте. Раз в год-техническое обслуживание. Необходимо предохранять все шланги вашего регулятора от сильных перегибов, сдавливания, растяжения и использовать шланговые протекторы для снятия напряжения.

ПРИБОРЫ

Манометр -это прибор, с помощью которого аквалангист может узнать сколько воздуха осталось в баллоне, достаточно ли его на случай непредвиденной ситуации. Манометр соединяется шлангом высокого давления, идущем от первой ступени-редуктора-и обеспечивает поступление постоянной информации о давлении воздуха в баллоне.

Глубиномер - прибор для определения глубины погружения, показания которого важны при вычислении времени пребывания под водой и времени для остановок на декомпрессию. Практически все современные глубиномеры- мембранного типа.

Компас -сухой или наполненный жидкостью- чрезвычайно полезный прибор для ориентирования, особенно при плохой видимости и выполнения специальных задач под водой. Лучше выбрать «жидкий» компас, так как он не подвержен воздействию давления воды. Подводные компасы и глубиномеры, выпускаются как в наручном исполнении, так и могут быть встроены в приборную консоль пловца. Желательно, чтобы циферблаты этих приборов были с люминесцентным покрытием для удобства снятия показаний в условиях низкой видимости.

ДАЙВ-КОМПЬЮТЕР

Дайв-компьютеры (в России еще называют декомпрессиомерами) –это технически сложные устройства полностью исключающее субъективные ошибки при расчете декомпрессии. Используя сложные математические модели, эти приборы рассчитывают процессы насыщения и рассыщения организма человека индифферентными газами во время погружения и выводят на экран рекомендации по проведению погружения. Кроме того, современный эргономичный дизайн компьютера создает комфорт при работе с прибором. Он располагается на руке аквалангиста или на приборной доске.

Критерий выбора - строго по назначению. Существуют компьютеры, которые предназначены для дайвинга на сжатом воздухе, некоторые могут включать в себя функции погружения на сжатом воздухе и на газовых смесях. Все они обладают разными функциональными возможностями, но необходимый набор простейших функций обязателен. Некоторые виды дайв-компьютеров позволяют не использовать манометр давление воздуха. Давление показывает компьютер через встроенный датчик в первой ступени. При выборе компьютера должное внимание уделите его надежности и простоте в использовании, а также тщательно изучите инструкции и рекомендации, касающиеся его эксплуатации. Помните, что как ни мала вероятность отказа, но она все же существует. Все фирмы- производители обязательно отмечают это обстоятельство в руководстве по эксплуатации, а также указываю